Тверской Речной вокзал: прошлое, настоящее
и будущее
Выпускница Санкт-Петербургского университета, дипломированный дизайнер Анна Кутузова в 2017 году с отличием защитила диплом, посвящённый проблеме сохранения Речного вокзала в городе Твери. После происшествия 7−8 августа, когда часть здания рухнула, Анна решила рассказать о своих идеях ТИА.

7 августа рухнула стена Речного вокзала в Твери, 8 августа здание продолжило рушиться. Спустя несколько дней его огородили металлическим забором, власти стали рассуждать, что же с ним делать дальше. Губернатор Тверской области Игорь Руденя заявил, что здание будет восстановлено в историческом виде и никаких ночных клубов в нем не будет. А что будет, пока не известно, как неизвестно и то, кто, когда и каким образом будет восстанавливать этот символ города.

О своем видении судьбы тверского Речного вокзала рассказала ТИА выпускница Санкт-Петербургского государственного университета по специальности дизайнер-архитектор Анна Кутузова. Анна родилась и выросла в Твери, а потому для своей дипломной работы выбрала дорогое каждому тверитянину место.
Анна Кутузова - дизайнер, автор проекта о будущем Речного вокзала
«С темой диплома „Концепция развития средового комплекса речного вокзала в городе Твери“ я определилась еще в 2016 году, когда моя кафедра одобрила выбор. Диплом высоко оценили питерские реставраторы, входившие в комиссию. Возможно, моя работа заинтересует город и поможет восстановить тверскую достопримечательность»
В материале ТИА историческая часть и возможное будущее Речного вокзала — обработанный редакцией диплом Анны Кутузовой. Дизайнер предоставила собранные ею исторические и современные фотографии, визуализацию интерьеров помещений вокзала, собственные планы использования территорий комплекса.

I
ИСТОРИЯ
Речной вокзал построен на монастырской земле
Прежде чем выдвигать идеи и строить планы о будущем тверского Речного вокзала, Анна Кутузова подробно изучила историю этого памятника архитектуры.

Речной вокзал располагается в историческом центре Твери, на слиянии двух рек — Волги и Тверцы, образующих водную площадь города. Здесь с XIII века располагался Успенский Отроч монастырь. В 1930 годах рядом с монастырем был построен речной вокзал. Архитекторы Е. И. Гаврилов, И. П. Райский и инженер Тигранов проектировали здание вокзала так, чтобы максимально сохранить монастырь. Лишь одно крыло вокзала заняло территорию обители. Желание сохранить монастырь, возможно, стоило архитекторам жизни: они были репрессированы и, вероятней всего, погибли где-то в ГУЛАГе. Подробную информацию о судьбе архитекторов, девушке найти не удалось.
После закрытия монастыря в 1918 году в нём размещался исправительный дом, затем биржа труда. С момента принятия решения о строительстве канала Москва-Волга в период 1932—1935 гг. происходил частичный снос строений. Остальные постройки, за исключением сохранившегося Успенского собора, были снесены в 1962 г. Собор — это единственное сохранившееся здание Отроча монастыря на сегодняшний день. Он был построен в 1722 году в стиле нарышкинского барокко, на месте древнего храма XIV—XV вв.еков.
«Я провела опрос: знают ли жители, где в городе находилось здание Отроча монастыря. К сожалению, большинство из опрошенных мною не знали, считаю, что при реконструкции Речного вокзала нужно напомнить тверичанам об истории этого места»
Тверь – речная пристань и кораблестроительная верфь
Тверь расположена на трёх реках — Волге, Тверце и Тьмаке. По эти рекам шло освоение Волжских земель. Во времена, когда Тверь была столицей княжества, здесь развивалось кораблестроение. Второе дыхание получает город как кораблестроительная верфь при Петре 1. «В первой половине 19 века город Тверь называют большой речной пристанью. В это время происходит развитие Волжского торгового пути благодаря соединению бассейна Волги и Невы с Мариинской речной системой (1808 год); возникает крупный речной флот (в 1820 году появился первый пароход). По Волге совершаются крупные перевозки грузов. В 1861 году товарищество „Самолёт“ установило пассажирское сообщение на всём протяжении Волги от Твери до Астрахани, позже от Москвы и по Каспийскому морю. Огромный флот обслуживал пассажирские и грузовые перевозки» (Источник: «Тверской порт. 160 лет. От истоков до наших дней» Тверь, 2014.)

Однако в дореволюционной России судоходные условия в верховьях Волги не позволяли наладить регулярное движение флота. Пароходы ходили крайне нерегулярно, в основном в период весенних и осенних паводков. В 1932 году советская власть утвердила проект трассы канала Москва-Волга, уже осенью было начато строительство, для чего 23 марта 1937 года были опущены щиты Иваньковской плотины, и Волга остановилась. Большая территория оказалась под водой (110 тверских деревень и сёл, города Корчева, Калязин), когда закончилось наполнение Московского моря, уровень воды достиг отметки 123 метра. Ширина Волги у Твери достигла 250 метров, у причала Тверского речного вокзала смогли швартоваться большие четырёхпалубные суда. Именно к этому событию было приурочено строительство и открытие нового речного вокзала 8 августа 1938 г., ставшего одним из важных пассажирских пунктов трассы канала Москва-Волга.
Здание Речного вокзала
Композиция здания вокзала состоит из центрального объёма, устремлённого в вертикаль, и примыкающих горизонтально протяжённых прямоугольных объёмов, ориентированных на набережные Волги и Тверцы. Центральный объём представляет собой двухэтажную ротонду, окружённую колоннадой лоджии и завершённую лёгким круглым бельведером со шпилем. В бельведере располагался ресторан. Цокольный этаж опоясан двойной аркадой. Аркада есть и у цокольного этажа боковых объёмов, ориентированноых на набережные. Здание имеет осевую композицию. Биссектриса стрелки причала делит вокзал на две симметричные части. Композиция ориентирована на зрителя, прибывающего к вокзалу по воде.

В интерьере использованы архитектурные элементы, присущие исторической эпохе. Сложный узел лестниц в центральном объёме создает интересные перспективы в пространстве вестибюля, переходящего в зал ожидания на втором этаже и в зал, расположенный в цокольном этаже. Сохранившиеся полы частично паркетные, частично цементные с мраморной крошкой, частично выложены метлахской плиткой.

В цокольном этаже Речного вокзала располагался кассовый зал и различные торговые помещения. Центральную часть первого этажа занимал главный вестибюль, в боковых корпусах были размещены различные помещения административно-хозяйственного назначения. На втором этажа располагался зал ожидания и комнаты отдыха для пассажиров, а также кухня и хозяйственные помещения. Третий этаж был спроектирован под ресторан с очень светлым, благодаря сплошному остеклению речного фасада залом. В ресторан ведёт из центрального вестибюля двухмаршевая полукруглая лестница. Для официантов спроектирована отдельная лестница из кухни. При небольшой площади (100 м2), зал ресторана кажется больше своих действительных размеров, благодаря витражному остеклению. Эффект усиливается и подвесным купольным перекрытием.
Анна Кутузова неоднократно приезжала на объект исследования. В своем дипломе тверичанка пишет, что речной вокзал находится в аварийном состоянии, здание нуждается в укреплении конструкции и реставрации. По причине постоянных протечек его состояние продолжает ухудшаться. Основная причина обрушений — поспешные инженерные решения и некачественные материалы, использованные при строительстве. Также, в документах по приёму здания изначально было выявлено множество нарушений.
Вокзал расположен на низких высотных отметках. При подъёме воды в Волге во время весеннего половодья возможно затопление стрелки набережной и цокольного этажа. Также вода собирается на лоджиях здания, что приводит к избыточной нагрузке на конструкцию и разрушениям. Исходя из этого, необходима продуманная система отведение воды с территории.

II
РУИНЫ
Самая печальная часть для тверского Речного. Во времена правления в Тверской области губернатора Дмитрия Зеленина были попытки восстановить вокзал, отремонтировать и использовать его как Центр современного искусства TverCA.

В 2011 году заместитель губернатора Алексей Каспржак и директор Центра Марат Гельман провели здесь фестиваль современного искусства «Верь в Тверь» и открыли выставку «Ресайкл». Авторы работ, представленных на выставке, создали свои экспонаты из того, что нашли на помойке — из отходов. 1 мая 2011 года жители города смогли войти в здание вокзала, которое много лет было закрыто.

Тогда корреспондент ТИА вместе с директором Центра современного искусства Маратом Гельманом поднялась на крышу вокзала. Марат Гельман сказал, что здесь, на высоте, будет размещена литературная гостиная. Внутри здания был сделан косметический ремонт: убрали перегородки от располагавшихся здесь кооперативов, освежили стены, все отмыли, убрали хлам. На каждом лестничном пролете, на каждой площадке размещалось произведение современного искусства.
В 2011 году власть сменилась, новым губернатором стал Андрей Шевелев, который не поддержал проект предшественника. Финансирование центра TverCA было прекращено, а двери вокзала вновь заколочены.

Спустя два года после открытия центра современного искусства, в мае 2013 года, ТИА опубликовало фоторепортаж о плачевном состоянии Речного вокзала.
«В 2013 году о недавней „гельманизации“ напоминали только блестящая кровля купола-барабана и выкрашенные в белый водостоки. Обваливается штукатурка, рассыпаются в пыль кирпичи, ломаются и крошатся гранитные ступени, весеннее половодье подмыло основание вокзала, обломки здания вместе с обломками каменного парапета сошли с водой», — вот что увидела съемочная группа ТИА тогда. Из стоявших у входов в вокзал огромных якорей исчезли все, кроме одного. Вероятно, постарались охотники за металлоломом. В просторные арочные проходы войти было непросто не только потому, что ступеньки крошились прямо под ногами, но также из-за зловонного запаха, долгое время это место гуляющие использовали как общественный туалет.

Новым этапом жизни вокзала может стать 2017 год. 7−8 августа стены здания рухнули, обрушение символа города заставило власти задуматься о его судьбе.
«Здание Речного вокзала будет восстановлено в историческом виде, — об этом заявил губернатор Игорь Руденя 15 августа после заседания регионального правительства. — Посоветуемся с экспертами, ветеранами, жителями Твери, как можно использовать это здание. Но здесь не будет никаких ночных клубов и торговых центров. Это объект, который является историческим и архитектурным наследием города и области».

III
У РЕЧНОГО ВОКЗАЛА МОЖЕТ БЫТЬ БУДУЩЕЕ
По мнению Анны Кутузовой, Речной вокзал должен остаться речным вокзалом. Кроме того, он может стать любимым местом отдыха горожан и гостей города.

В дипломной работе дизайнер предложила решение реорганизации парка и набережной, а историческое здание вокзала должно сохранить своё назначение и приобрести новые функции, стать культурным и туристическим центром города.
Территория вокруг здания Речного вокзала разделена
на несколько зон
Входные зоны

Выделены три входные зоны: главная входная зона — со стороны остановки общественного транспорта, входная зона от Тверского Государственного Университета, входная зона с привокзальной площади, где размещены парковочные места.

Парковая зона

Парковая зона — это гармонично спланированный ландшафт с местами спокойного отдыха в тени аллей деревьев и вблизи фонтанов. Это приятное место для прогулок и отдыха для горожан, студентов университета и гостей города.

Спортивно-игровая зона

В западной части парка, не имеющей столь исторической важности, расположена игровая площадка для детей до 12 лет. Рядом — зона отдыха для родителей. Также в этой части парка размещается спортивная площадка, ориентированная на подростков и взрослых.

Фестивальная зона

Эта часть комплекса отдалена от жилых домов и имеет все необходимые коммуникации, для того чтобы стать площадкой проведения различных городских мероприятий и фестивалей. Она состоит из большой площади и двух небольших площадок, объединённых между собой. Амфитеатр, ориентированный на сцену перед зданием Речного вокзала, вмещает 200 зрителей. Во время больших мероприятий возможна организация дополнительных мест за счёт сборных конструкций и переносной мебели. По обеим сторонам от оси центральной площади расположены интерактивные фонтаны плоскостного типа. В жаркий летний день они будут иметь особенную популярность. В вечернее время иллюминация и музыкальное сопровождение создадут яркий образ пространства и прекрасный фон для мероприятий.

Береговая зона

Предлагается организовать спуск к воде, ступени которого, будут привлекательным местом отдыха у самой воды. А площадка на воде может стать сценой для небольших мероприятий.

Зона швартовки

Здесь всё просто — причал для прибывающих круизных теплоходов и прогулочных катеров.

Привокзальная зона

Это городская площадь перед зданием Речного вокзала, примыкающая к со стороны города. В привокзальной зоне разместятся две автомобильные парковки для частного транспорта и парковочная площадка для экскурсионных автобусов.
Здание Речного вокзала
Здание Речного вокзала четырехэтажное с северным и западным крыльями. Анна Кутузова подробно описывает варианты использования каждого участка вокзала.

Цокольный этаж

Состоит из трех залов, где предлагается разместить музеи. Еще архитектор Райский предлагал создание музея в цокольном этаже вокзала и сохранение подвалов монастыря. Его непринятая идея нашла свое отражение в проекте тверитянки.
В центральным зале цокольного этажа площадью 283 м², по предложению Анны Кутузовой, можно разместить постоянную музейную экспозицию (тематики экспозиции: история монастыря и речного вокзала, судоходство, кораблестроение). Также выделена рекреационная зона и туалетные комнаты.
Западное крыло — выставочный зал для временных выставок и мероприятий, площадь 370 м².
В северном крыле разместится многофункциональный зал площадью 238 м². Оборудование и переносная мебель, в зависимости от необходимости, могут выноситься в прилегающие подсобные помещения.

Также в северном крыле можно обустроить небольшое кафе площадью 135 м², рассчитанное на 40 мест. В летнее время планируется расширение зоны кафе за счёт уличных столиков, которые будут стоять под аркадой цокольного этажа и перед ней.

Первый этаж

Первый этаж — это вестибюльная зона вокзала. Здесь будут расположены кассы, информационные павильоны, сувенирные киоски. Также здесь разместятся административные помещения, ресепшен гостиницы, под номера которой отведены оба боковых крыла здания.
Второй этаж

Второй этаж сохранит свою функцию зала ожидания. Здесь также расположена кухня ресторана, хозяйственные помещения и туалетные комнаты.

Третий этаж

Третий этаж вокзала сохранит свою изначальную функцию. Ресторан площадью 100 м² с круглым залом, купольным потолком и панорамными окнами сможет принять 56 гостей. В летнее время возможно расположение дополнительных столов на площадке террасы, окружающей ресторан.
Оформление интерьеров
Интерьеры вокзала являются ярким примером «сталинского» классицизма. Шестигранные колонны, коринфские капители, арочно-римские потолки, широкие лестницы, свободные проходы и грандиозный купол напоминают собой центр Москвы и советские строения той эпохи. Интерьеры самобытны в художественном отношении и интересны с точки зрения планировки.

Проектная концепция предполагает максимальное сохранение облика интерьеров и изначальной планировки здания.

Современное оборудование и мебель в интерьере должны стилистически соответствовать архитектурному облику здания. Расстановка мебели и общая планировка сделаны так, чтобы максимальное количество посетителей могли наслаждаться открывающимися панорамными видами как из ресторана, так и из зала ожидания.

Перепланировку предусматривают только боковые крылья здания, где будут расположены гостиничные номера и цокольный этаж, преобразованный под выставочные пространства.

Интерьеры гостиницы выдержаны в общем стилевом решении.

Оформление кафе — сочетание структуры необработанных кирпичных стен, деревянных панелей и вертикального озеленения. Источником естественного света будут два арочных проёма цокольного этажа, которые превратятся в панорамные окна. Электрические светильники над столиками и на деревянных панелях создадут приглушённый тёплый свет для уютной атмосферы в любое время года. А частичное озеленение потолка и стен создадут образ зелёного сквера. В оформлении барной зоны могут использоваться мотивы корабля.

Как напоминание о том, что тверской Речной вокзал построен на месте монастыря, Анна Кутузова предлагает на привокзальной площади установить обелиск — стальную скульптуру, представляющую собой силуэт Успенского Отроч монастыря.

На ТИА представлен лишь сжатый вариант научно-практического исследования Анны Кутузовой. Дизайнер готова отдать свой проект властям, если он их заинтересует. А пока своими предложениями девушка поделилась для обсуждения с читателями tvernews.ru.

ТИА благодарит за предоставленные фото Алексея Каткова.